Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:31 

Мария Заньковецкая

Марія Заньковецька



«...М.К.Заньковецкая является одной из тех немногочисленных сил мировой сцены, которые целиком отвечают своей игрой великой миссии театра. Ибо ее игра — это действительно «пламенное, сгущенное изображение мук, тревог и побед духа», ибо зритель, вместе с нею, переживает в своей душе все перипетии психологической борьбы персонажа, приучается смотреть страхам жизни в глаза и запасается из игры великой артистки чувством глубокой, активной любви к людям, наивысшую стадию в развитии которой так чудесно сформулировал Христос: «больше сия любве никтоже имат, да кто душу свою положит за други своя».

(С. Петлюра «До ювілею М.К.Заньковецької», 1907 перевод с укр.)



Марія Заньковецька



Муся Адасовская, которой суждено было стать великой актрисой и символом украинского театра, родилась 3 августа (22.07 ст. ст.) 1854 г. в с. Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии.

28 лет спустя, приняв твердое решение посвятить свою жизнь сцене, Мария Константиновна взяла себе псевдоним Заньковецкая (по месту рождения), чтобы «не осквернить легкомысленной профессией» аристократическую фамилию. За право быть актрисой она заплатила разрывом с семьей и близким окружением.

Марія Заньковецька
М. Заньковецька. 1882 р.



О первом выходе на сцену (в роли Наталки Полтавки 30.11.1882 г.) Мария Заньковецкая вспоминала: «Я волновалась в первом действии. Я не слышала своего голоса, когда пела «Віють вітри». За кулисами я от волнения упала и помню, как забегали все вокруг меня. Во втором действиия я уже овладела собой и твердо вела свою роль».

Марія Заньковецька




В следующий вечер она играла Галю в «Назаре Стодоле» Т.Шевченко. А уже после исполнения роли Ярыны в «Невольнике» руководитель труппы и драматург Марко Кропивницкий подарил актрисе бирюзовый перстень со словами: «Обручаю тебя, Маруся, со сценой, теперь мне есть для кого писать драмы».

Марія Заньковецька



Первые же киевские гастроли 1882 г. были успешными для молодой труппы М. Кропивницкого. Особенно восторженно публика приветствовала сценический дует Садовского и Заньковецкой.

В 1886 г. труппа Кропивницкого покоряет Москву и Петербург, а Заньковецкую называют «королевой театрального сезона». Хотя в это же время на столичных подмостках блистали М.Ермолова, М.Савина, П.Стрепетова.

Марія Заньковецька



Среди поклонников таланта Марии Константиновны — вся российская и украинская культурная элита Л.Толстой, П.Чайковский, И.Репин, М. Нестеров, И.Павлов, И.Бунин, И.Франко, М.Коцюбинський, Л.Украинка, И.Карпенко-Карий, М.Грушевський.

А. Чехов впервые увидев актрису на сцене, написал брату: «Заньковецкая — это страшная сила!» В 1892 г. благодаря критику Суворину они познакомились и подружились. Мария Константиновна упоминала, что Антон Павлович «обещал написать пьесу, в которой для меня будет одна роль исключительно на украинском языке». Некоторые исследователи жизни и творчества Чехова считают, что именно Заньковецкая является прообразом Нины Заречной из «Чайки» (другие склоняются к кандидатуре Комиссаржевской).

Эмма Полоцкая высказывала так же предположение, что симпатия Чехова выходила за театральные рамки и носила весьма романтический характер. Однако сама Заньковецкая писала: «Чехов очень хорошо ко мне относился, дорожил моим обществом, но не кавалерствовал и не влюблялся. Я потом часто виделась с ним в Москве. Он любил беседовать со мною, навещал меня, когда я тосковала. Говорил, что у меня «красивая душа» и много милого, задушевного, чеховского».


Марія Заньковецька
М. Заньковецькая с братом Е. Адасовским. 90-е гг. ХІХ в.




Неоднократно Марию Константиновну приглашали в российские труппы: в Малый театр А.Суворина, в московский театр Ф.Корша. Но несмотря на то, что работа в столичных театрах сулила более широкие перспективы и более высокие гонорары, Заньковецкая хранила верность родной сцене. Когда же не оставлявший попыток переманить ее в свой театр А.Суворин в 1899 г. на вечере памяти Котляревского снова обратился к «самой любимой, скромной и самой талантливой актрисе» с просьбой «осчастливить русскую сцену», артистка со слезами на глазах ответила: «Наша Украина слишком бедна, чтобы ее можно было покинуть. Я слишком люблю ее, мою Украину, и ее театр, чтобы принять ваше предложение». Аргументы Суворина были заглушены бурей аплодисментов поклонников актрисы.

Марія Заньковецька



В январе 1908 г. вся украинская общественность торжественно отмечала 25-летие сценической деятельности Марии Заньковецкой. Этот юбилей стал по-настоящему всенародным праздником. Стоит отметить, что одним из активных организаторов торжеств был поклонник таланта актрисы журналист, редактор, театральный критик, театральный рецензент ежедневной всеукраинской газеты «Рада» Симон Петлюра.

Во всех трех изданиях, с которыми на тот момент сотрудничал Симон Васильевич, появились его статьи о Заньковецкой. Несмотря на то, что актриса была невероятно популярна, упоминания о ней в прессе ограничивались рецензиями на отдельные спектакли. Петлюра стал первым, кто взялся за анализ творчества Заньковецкой в целом, первым, кто заговорил о значении этого творчества для развития украинского театра и национального культурного возрождения. В связи с тем, что статья «До ювілею М.К.Заньковецької» в журнале «Україна» содержит не только размышления о творчестве, но и биографический очерк, о Петлюре порой упоминают и как о первом биографе великой украинской актрисы.
Кроме того Симон Васильевич учавствовал в чествовании юбилярши как редактор социал-демократической газеты «Слово».

Следующий творческий юбилей Заньковецкой — 40-летний — не менее торжественно отмечали уже идейные противники Петлюры, в то время, как он (к тому времени глава Директории и Главный атаман войск УНР) со своей интернированной армией находился в Польше.

Марія Заньковецька



В 1922 году к 40-летию сценической деятельности Марии Константиновне Заньковецкой было присвоено звание «Народная артистка республики». Она стала первой актрисой получившей это почетное звание. Также ее именем был назван театр.

Марія Заньковецька
Народная артистка УССР М. Заньковецькая с внучатыми племянницами Ириной и Галиной Волык. Киев, 20-е гг. ХХ в.



Последние годы жизни Заньковецкая провела в доме, принадлежавшем ранее ее сестре Лидии, в Киеве на Большой Васильковской, 121 . Здесь же умерла 4 октября 1934 г. Сейчас в этом здании находится музей.

@темы: 1880, 1890, 1900, 1920, я все необычное люблю, в стиле ретро

URL
   

Музей Муз

главная